Санкт-Петербург

Баня и бизнес: эволюция отношений

Баня всегда была местом для обсуждения насущных вопросов. Неформальная обстановка, в которой в буквальном смысле невозможно держать камень за пазухой, располагает к неспешным разговорам, без напряжения и повышенной тревожности. Несогласие сторон, которое на «сухой» деловой встрече могло бы вылиться в накал страстей, в бане испаряется под воздействием высоких температур – здесь накаляются только камни.

Илья Москвин, основатель и эксперт проекта bannik.ru

Политические вопросы в бане решали еще во времена древнеримских терм и царских парных на Руси. В XIX веке в городах России становятся популярны торговые бани – они же общественные. «Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань», – пишет Владимир Гиляровский в своем цикле «Москва и москвичи».

В эпоху СССР не видели в банях особого смысла («У него в квартире ванная!», как говорили в известном фильме), хотя существовали общественные бани, куда люди приходили не столько для того, чтобы попариться, а, скорее, пообщаться. При этом самая громкая история банных переговоров случилась как раз в советское время.

Банная дипломатия

www.freepik.com

Это была неформальная встреча президента Финляндии Урхо Кекконена и генсека КПСС Никиты Хрущева в 1956 году. Финский президент отмечал 60-летний юбилей и пригласил Хрущева в сауну. Кекконен и Хрущев парились пять часов и в итоге пришли к согласию по всем вопросам.

В 1978 история повторилась, но уже с маршалом Дмитрием Устиновым: переговоры также прошли в сауне, но уже в резиденции Тамминиеми. В результате политики приняли решения о сотрудничестве в культурной и торговой сфере, и Финляндии удалось избежать военного союза с СССР. В политических кругах стали говорить об успехе «сауны Кекконена», а клубы финской дипломатической сауны созданы в финских диппредставительствах по всему миру – прием Кекконена применялся для переговоров не раз. «Сауна – лучшее оружие», – говорят финские дипломаты. (А. Дачник «Баня. Очерки этнографии и медицины», 2015).

Из подвала к личностному росту

www.freepik.com

В 90-е бани в России становятся вспомогательным элементом зарождающейся бизнес-культуры. Наступает эра «полуподвальных» саун и бань, зачастую предлагающих не только банные процедуры, но и другие услуги. Такая модель банного бизнеса просуществует до конца двухтысячных. «Самым распространенным способом расширения ассортимента банных услуг оказалась проституция. Большинство небольших саун живут за счет номеров с девочками», – пишет «КоммерсантЪ. Деньги» в 2007 году.

Поскольку деятельность нашей компании с 2004 года связана с «банной» отраслью – «Банник» продвигает бани и сауны Москвы и Санкт-Петербурга – то, соответственно, мы наблюдаем за рынком и отмечаем его трансформации.

Когда отгремели лихие девяностые и постепенно стала формироваться новая бизнес-этика, копирующая западную модель, изменилось и отношение к баням. С развитием технологий и ускоряющимся ритмом жизни, бани отошли на второй план. Видеоконференции, мобильные телефоны, быстрый обмен сообщениями и другие инструменты офисного человека позволили обсуждать вопросы здесь и сейчас. Но развитие технологий обернулось проблемами здоровья – физического и психического, включая тревогу, депрессию и нарушения сна. Постоянный поток уведомлений и необходимость оставаться на связи привели многих к тому, что сейчас принято называть выгоранием.

С 2017 года маятник качнулся в другую сторону: тренд на «достигаторство» сменился трендом на здоровый образ жизни – как источник личной эффективности. Многие стали приверженцами осознанного подхода (mindfullness), вместе с этим рос интерес к разнообразным оздоровительным практикам, медитации.

Банный рынок на эти изменения отреагировал незамедлительно. Теперь баня – элемент здорового образа жизни. Изменился статус профильных работников: если раньше в бане встречал парильщик, то теперь эту должность называют пармастер. Произошло второе рождение этой профессии. И часто эти мастера работают не только над телом, но и над духом – то есть концепция банных услуг в корне поменялась.

Теперь пригласить делового партнера в баню – не пошло, а наоборот – знак общности, духовного единства. И что еще важно: баня в первую очередь стала местом для переговоров с самим собой. Теперь это ритуал саморазвития, цель которого познать себя и повысить личную продуктивность.
Добавить объект